Программа Курганской области "Региональная энергетическая программа Курганской области на период до 2010 года" Основания для разработки - страница 28

Программа Курганской области "Региональная энергетическая программа Курганской области на период до 2010 года" Основания для разработки - страница 28



7.1.5. Меры, стимулирующие увеличение объема электропотребления


Производство и потребление электроэнергии - два неразрывных процесса. Основными факторами, влияющими на увеличение потребления электроэнергии являются:

- снижение доли замещающих электроэнергию энергоносителей (котельное и печное топливо, газ, пар и др.);

- увеличение энерговооруженности труда работников отраслей народного хозяйства: чем больше механизирован труд на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и в других отраслях народного хозяйства, тем больший объем электроэнергии участвует в производстве конечного продукта, но с другой стороны производство самого продукта становится более быстрым и эффективным;

- благосостояние населения: при его росте происходит увеличение количества бытовой электротехники используемой в быту, следовательно и увеличение электропотребления.

Сложившееся мнение, что тарифы на электроэнергию существенно влияют на объем электропотребления, является неверным. Электроэнергия является одним из немногих товаров, спрос на который в краткосрочной и среднесрочной перспективе не имеет значительных колебаний из-за изменения ее цены. Потребитель может отказаться от использования электроэнергии в пользу других видов энергии вследствие существенного роста цены на нее, однако этот переход потребует времени и дополнительных расходов (чем больше замещаемые объемы электроэнергии, тем больший объем средств необходим для перехода на альтернативный вид энергии и больше времени этот переход займет). Обратный переход с потребления альтернативной энергии на потребление электроэнергии, также требует дополнительных расходов и времени. Кроме того, существует ряд процессов, где электроэнергия является незаменимой: производство алюминия, освещение и др.

Однако недооценивать ценовой фактор тоже нельзя. При помощи сбалансированной тарифной политики производитель может оптимизировать режимы потребления электроэнергии у потребителей, что в свою очередь позволит ему снизить затраты на производство.

Потребление электроэнергии неравномерно по времени суток, дням недели и временам года. Это приводит к созданию дополнительных мощностей для покрытия пиковых нагрузок и неравномерной загрузке мощности электростанции. Одним из возможных и наиболее эффективных методов решения этой проблемы является применение дифференцированных по времени суток тарифов: максимальных во время пиков нагрузки и минимальных во время ночных провалов. Применение дифференцированных по времени тарифов будет стимулировать потребителя к более равномерному потреблению электроэнергии при работе в 1 смену, вводу 2-х, 3-х сменных режимов работы, работе в субботние и воскресные дни и т.п. И как следствие этого выравнивание графика нагрузки. Еще одним из способов выравнивая графика нагрузки, является использование во время зимнего периода в ночное время электроэнергии вместо угля, газа или мазута для выработки тепловой энергии, что также приведет к сглаживанию графика.

Чем равномерней график нагрузки, тем меньший резерв мощности необходим электростанции, и как следствие этого, меньшие расходы станция несет на содержание этого резерва. Это в свою очередь приводит к снижению тарифов на электроэнергию.

Кроме того, еще одним положительным аспектом выравнивания графика нагрузки будет то, что высвободившееся мощности производитель сможет выставить на торги в свободном секторе.


7.2. Муниципальное теплоснабжение


Основной целью Региональной энергетической программы Курганской области в сфере муниципального теплоснабжения является обеспечение надежного и максимально эффективного функционирования систем теплоснабжения области при одновременном повышении доли обеспеченности населения услугами централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения до среднероссийского уровня.

Анализ функционирования систем муниципального теплоснабжения Курганской области, проведенный в рамках разработки Региональной энергетической программы Курганской области, показывает, что реализация мероприятий по развитию теплоснабжения сельских районов области только в рамках выполняемой в настоящее время областной целевой программы "Социальное развитие села Курганской области до 2010 года" не позволит кардинально улучшить ситуацию с обеспеченностью сельского населения области услугами по теплоснабжению.

-----------------------------------

Утверждена Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 16.09.2003 N 295.


7.2.1. Мероприятия по развитию муниципального теплоснабжения

Курганской области


В целях повышения уровня обеспеченности населения области услугами по централизованному теплоснабжению и ГВС, а тжже улучшения параметров эффективности (технологической, финансовой, экологической) функционирования муниципальных систем теплоснабжения в рамках Региональной энергетической программы Курганской области предлагается серия мероприятий в сфере муниципального теплоснабжения. Данные мероприятия могут быть разделены на две группы: организационно-управленческие и технико-технологические.

В качестве организационно-управленческих предлагаются следующие основные мероприятия:

- создание в городах и крупных населенных пунктах области управляющих компаний - структур (организаций), уполномоченных жителями и имеющих перед ними договорные обязательства по обеспечению комфортных условий проживания и одновременно являющихся оптовыми покупателями, в частности, тепловой энергии от теплоснабжающих организаций (см. Раздел 7.3. "Создание управляющей организации по предоставлению жилищно-коммунальных услуг в г. Кургане");

- для гг. Кургана и Шадринска, в первую очередь, должна быть разработана и утверждена Администрацией (Правительством) Курганской области долгосрочная стратегия взаимодействия органов местного самоуправления и ОАО "Курганэнерго", так как технологические мероприятия в этих городах, имеющих развитые системы теплоснабжения, могут быть реализованы только на основе комплексных генеральных схем теплоснабжения, а разработка последних невозможна без создания в рамках городов единого "центра ответственности", обеспечивающего проведение единой политики в отношении текущего функционирования и перспективного развитии городских систем теплоснабжения;

- на уровне районов области предлагается создать горизонтально-интегрированные структуры, обеспечивающие управление районными системами муниципального теплоснабжения (в каждом районе области, исходя из территориального принципа, могут быть созданы структуры, к которым перейдут на обслуживание все муниципальные котельные и сети), что позволит снизить общеэксплуатационные затраты на теплоснабжение, повысить надежность и эффективность функционирования районных систем теплоснабжения;

- оптимизация форм отчетности, предоставляемых предприятиями муниципального теплоснабжения органам государственной власти и местного самоуправления, включая разработку специальных форм отчетности, обеспечивающих оперативный контроль за эффективностью работы данных предприятий, что позволит воссоздание "информационной вертикали": управляющие компании в районе - районная структура (отдел по ЖКХ) - областная структура (Департамент строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области);

- оптимизация существующей нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере муниципального теплоснабжения, включая разработку проекта Закона Курганской области "О теплоснабжении в Курганской области", в котором, наряду с прочими положениями, должна содержаться норма, обязывающая организации, осуществляющие эксплуатацию тепловых сетей, при наличии технической возможности обеспечивать свободный (недискриминационный) доступ к обслуживаемым им тепловым сетям любым производителям и потребителям тепловой энергии. Контроль за обеспечением доступа к услугам по передаче тепловой энергии по сетям теплоснабжающих организаций предлагается возложить на Департамент государственного имущества и промышленной политики Курганской области и Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области;

- совершенствование системы тарифного регулирования в сфере муниципального теплоснабжения (см. Раздел 9. "Концепция тарифной политики в ТЭК Курганской области с учетом реформирования электроэнергетики и возможностей региональных органов власти");

- создание системы подготовки кадров для сферы муниципального теплоснабжения и ЖКХ (управленцы и технологи).

Технико-технологические мероприятия в сфере муниципального теплоснабжения следует разделить на первоочередные (Таблица 7.2.1) и стратегические.


Таблица 7.2.1.


Первоочередные мероприятия в сфере

муниципального теплоснабжения Курганской области


N
п/п

Мероприятие

Количество
объектов

Объем
финансирования
на один объект,
тыс. руб.

Общая сумма
финансирования,
тыс. руб.

1

Проведение экспресс-энергоаудита
крупных котельных (с установленной
мощностью более 3 Гкал/час)

64

30 - 35

2000 - 2500

2

Режимная наладка оборудования
обследованных котельных

определяется
по результатам
экспресс-
энергоаудита







3

Наладка гидравлического режима
наиболее разветвленных сетей

20 - 30

100 - 400

2000 - 12000

4

Замена наименее энергоэффективных
электроприводов

определяется
по результатам
энергоаудита







5

Определение наиболее затратных
систем теплоснабжения населенных
пунктов, для которых комплексная
модернизация окупается в период до
2 лет

2 - 3




входит в
стоимость
экспресс-
энергоаудита


-----------------------------------

По результатам проведенного энергоаудита крупных котельных.


Выбор теплогенерирующих источников (котельных), предлагаемых для проведения первоочередного экспресс-энергоаудита, осуществлен на основе следующих критериев:

1) величина котельной - предложены наиболее крупные (с установленной мощностью более 3 Гкал/час) котельные;

2) деятельность данных котельных наименее эффективна (низкий КПД, повышенные расходы топлива и электроэнергии);

3) реализация мероприятий по модернизации данных объектов обеспечит наибольший энергосберегающий и финансовый результат (повышение технико-экономических характеристик, снижение затрат потребителей на теплоснабжение); ожидаемый экономический эффект от реализации мероприятий по модернизации данных объектов оценивается в 31250 тыс. рублей (Таблица 7.2.2).


Таблица 7.2.2.


Перечень котельных, подлежащих

первоочередному энергообследованию


N
п/п

Наименование
района

Количество
объектов,
ед.

Наименование объекта

Ожидаемый
экономический
эффект, тыс.
руб. в год

1

Альменевский

2

Котельная на ул. 8 Марта (с. Альменево)
Котельная на ул. Комсомола (с. Альменево)

900

2

Белозерский

1

Центральная котельная с. Белозерское

750



3



Варгашинский



6

Котельная "КБО"
Котельная ЦРБ
Котельная ЖБИ
Котельная с. Варгаши
Котельная завода ППСО (р.п. Варгаши)
Котельная гусеводческого комплекса
(р.п. Варгаши)



2000



4



Далматовский



7

2 котельные в г. Далматово
3 котельные в с. Уксянское
Котельная в с. Н-Петропавловское
Котельная в с. Ясная Поляна



3700



5



Каргапольский



4

Котельная Чашинского с/с
Центральная котельная N 1
(р.п. Каргаполье)
Котельная больницы (р.п. Каргаполье)
Котельная N 2 (р.п. Каргаполье)



1650



6



Катайский



4

Котельная райбольницы (г. Катайск)
Котельная "Дрозд" (г. Катайск)
Котельная 2БВК (г. Катайск)
Котельная ВК-21 (г. Катайск)



800



7



Кетовский



11

Котельная N 1 МУП "Просветское ЖКХ"
Котельная п. Нефтяников МУП "Св.
Полянское ЖКХ"
Центральная котельная (с. Садовое)
Котельная N 1 МУП "Кетовское ПОКХ"
Котельная N 2 МУП "Кетовское ПОКХ"
Котельная N 3 МУП "Кетовское ПОКХ"
Котельная N 4 МУП "Кетовское ПОКХ"
Котельная N 9 МУП "Кетовское ПОКХ"
Котельная с. Н-Сидоровка МУП
"Новосидоровское ЖКХ"
Котельная с. Кропани
Котельная Колташевского с/с



4700

8

Куртамышский

1

Центральная котельная (г. Куртамыш)

1650

9

Лебяжьевский

2

Котельная N 2 (р.п. Лебяжье)
Котельная "Тепло-пункт" (р.п. Лебяжье)

500

10

Мишкинский

1

Котельная МУП "Энергия"

1500


11


Мокроусовский


3

Котельная Центральная (с. Мокроусово)
Котельная ЦРБ (с. Мокроусово)
Котельная АТП (с. Мокроусово)


650

12

Петуховский

1

Котельная ПЛМЗ

2000

13

Половинский

1

Котельная ПУЖКХ

950

14

Притобольный

1

Котельная N 1 (с. Глядянское)

850

15

Сафакулевский

2

Сафакулевская центральная котельная
Котельная ЦРБ

3000

16

Целинный

2

Котельная N 1 (с. Целинное)
Котельная N 2 (с. Целинное)

700

17

Частоозерский

1

Котельная N1 (школа)

400


18


Шадринский


7

Котельная N 1 Краснонивского с/с
Котельная N 1 Краснозвездинского с/с
Котельная N 1 Канашского с/с
Котельная N 1 Ключевского с/с
Котельная N 1 Погорельского с/с
Котельная ЦРБ
Котельная N 2 Краснозвездинского с/с


2000



19



Шатровский



5

Котельная N 1 (с. Шатрово)
Котельная N 2 (с. Шатрово)
Котельная N 3 (с. Шатрово)
Котельная ОАО "Мехонское ХПП"
Котельная СПК "Колхоз Россия"



1550

20

Юргамышский

2

Центральная котельная (г. Юргамыш)
Школьная котельная (г. Юргамыш)

1000




Итого

64




31250



В качестве стратегических (рассчитанных на долгосрочную перспективу до 2010 года) мероприятий по развитию и повышению эффективности систем муниципального теплоснабжения предлагаются следующие направления (проекты):

- разработка силами энергосберегающих компаний и проектных организаций комплексных генеральных схем теплоснабжения населенных пунктов р.п. Варгаши, гг. Катайск, Куртамыш, Макушино, Петухово, Шумиха, п.г.т. Юргамыш (объем финансирования в среднем составляет 1000 тыс. рублей на 1 объект);

- разработка ТЭО модернизации отобранных систем с определением источников и схем финансирования (объем финансирования - 200 - 1000 тыс. рублей);

- разработка проектной документации для отобранных систем;

- проведение модернизации отобранных систем;

- создание на базе Мишкинского района зоны высокой энергоэффективности с внедрением современных технологий выработки тепловой энергии;

- после создания в крупных населенных пунктах управляющих компаний по предоставлению жилищно-коммунальных услуг установка в зонах обслуживания и за счет средств данных организаций домовых счетчиков тепловой энергии, квартирных систем регулирования отопления, квартирных счетчиков ГВС;

- проведение сплошного энергоаудита всех муниципальных систем теплоснабжения (за исключением объектов теплоснабжения, по которым предполагается разработка генеральных схем теплоснабжения) (объем финансирования: в 2005 году - 12480 тыс. рублей; в 2006 году - 7285 тыс. рублей; в 2007 году - 5235 тыс. рублей);

- определение по результатам энергоаудита очередности проведения необходимой модернизации остальных локальных объектов (котельных и сетей);

- разработка ТЭО модернизации отобранных локальных объектов (с определением источников и схем финансирования);

- разработка проектной документации для отобранных локальных объектов;

- проведение модернизации отобранных объектов и систем теплоснабжения.

При определении очередности модернизации объектов (котельных и сетей) должны использоваться следующие критерии:

- объект не входит в систему теплоснабжения населенного пункта, для которого необходимо разработать генеральную схему теплоснабжения (относится только к крупным населенным пунктам);

- в число объектов первой очереди входят самые затратные и быстроокупаемые (срок окупаемости 1 - 2 года) объекты;

- следующие очереди формируются из объектов со сроком окупаемости до 3-х лет, далее - до 5 - ти лет и последняя очередь - срок окупаемости более 5 - ти лет (по годам).

8601586822281005.html
8601680079694091.html
8601713705710012.html
8601825535694591.html
8601963995293851.html