Учебник Третье издание - страница 44


При серьезных достижениях в области макроэкономической и финансовой стабилизации во многих странах она еще не приобрела необратимого характера. Так, в ряде государств (включая Аргентину и Бразилию) в последнее время обострилась проблема бюджетного дефицита, достигшего 4—5%. Следствие этого —угрожающий рост внутреннего долга.

В процессе осуществления прорыночных преобразований в ЛКА практически повсеместно возросли диспропорции между отдельными районами. Обширные территории Аргентины, Бразилии, Колумбии, Мексики и Перу превратились в «депрессивные». Эти же районы характеризуются значительным отставанием в реализации реформ. Неизбежным становится рост не только социальной напряженности, но и разногласий между центром и провинциальными властями.

К негативным итогам реформ относится падение жизненного уровня значительной части населения, рост имущественного неравенства, «вымывание» средних социальных слоев. Только Чили, да и то лишь с 1990 г., удалось обеспечить прирост реальной заработной платы. В Аргентине, Бразилии и Мексике она до сих пор не превысила уровня начала 80-х гг., а в Перу — 70-х гг. Недовольство масс

418

Страны Латинской Америки и Карибского бассейна Глава 18 (18.5)

результатами реформ в ряде случаев превратилось в главное препятствие для их продолжения.

Открытие «клапана» политической демократии уже не компенсирует роста социальной напряженности. В различных государствах региона эта ситуация характеризуется разной степенью остроты. В одних странах правящие круги осознали опасность игнорирования растущего разрыва между результатами экономических преобразований и социальной действительностью. В других осознание приходит лишь под давлением снизу. Сегодня многие в регионе пришли к пониманию того, что эпоха раннего антисоциального неолиберализма миновала. Практика показывает, что на смену приходят модели экономической политики, в которые все больше встраиваются элементы социальной защиты (пример Чили и Бразилия). В других случаях (пример Мексики) правящие круги начинают притормаживать ранее принятые и плохо просчитанные на будущее направления рыночной трансформации стратегически и социально значимых секторов производственной и непроизводственной сфер.

При всех издержках, а в ряде случаев и определенных качественных потерях на этапе рыночных трансформаций, в странах ЛКА налицо итог принципиального значения — вытеснение на обочину общественно-экономического развития архаичных социальных и хозяйственных структур, сдерживавших процесс модернизации и динамичного включения государств региона в международный обмен.

При этом страны ЛКА формируют собственную национальную модель экономического обновления, преобладающая линия которой — «перерабатывающая» модернизация, т.е. идущая через реорганизацию существующих отраслей, через перевод технологий на более эффективную основу, а продукта в форму, адекватную передовым стандартам, через внедрение в традиционные отрасли схем современного менеджмента и хозяйственной логистики.

18.5. Внешнеэкономические связи

На сегодняшний день ЛКА предстает как крупный сегмент мирового хозяйства, емкий и динамично развивающийся рынок. За последние годы изменилось отношение к странам региона со стороны международных финансовых организаций, зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, Парижского и Лондонского клубов кредиторов. Снижение темпов роста долгового бремени, углубление экономических реформ, подавление инфляции, начало

419

Раздел II

Экономика стран и регионов

эиономического подъема стали важнейшими факторами роста доверия к странам ЛКА со стороны иностранных вкладчиков капитала. Этому способствовала и существенная либерализация законодательства по отношению к зарубежным инвестициям.

В текущем десятилетии для развития стран Латино-Карибской Америки характерны быстрый рост прямых и портфельных иностранных инвестиций, размещение за рубежом крупных облигационных займов, а в последнее время — увеличение объемов кредитов, получаемых от иностранных коммерческих банков. В 1997 г. общий приток иностранного капитала в страны региона составил 73 млрд долл. В Бразилии, Мексике, Венесуэле зарегистрированы рекордные поступления прямых иностранных инвестиций. Портфельные инвестиции были осуществлены в основном в государственные ценные бумаги (Аргентины, Бразилии, Мексики). Полученные средства направляются, как правило, не в реальную экономику, а на погашение обязательств по внутреннему долгу.

Странам региона удалось серьезно продвинуться в урегулировании проблемы внешней задолженности. За 1987—1996 гг. 14 государств региона смогли,реструктурировать свой долг на общую сумму в 142,3 млрд долл., что составило 79% от суммарного объема реструктурированной задолженности 28 крупнейших дебиторов из числа развивающихся государств и стран с переходной экономикой.

В последние годь! страны региона заметно продвинулись в расширении внешнеторговых связей. Только за период 1990—1996 гг. оборот внешней торговли региона вырос в 2,3 раза, причем стоимость экспорта удвоилась, а импорта — выросла в 2,6 раза. В эти годы темпы роста внешней торговли ведущих стран Латинской Америки были одними из самых высоких в мире. Аргентина опережала все страны по динамике импорта, а Бразилия и Колумбия уступали только ей, Польше, Малайзии, Филиппинам и Китаю. В десятку государств с наиболее интенсивно растущим импортом входили также Чили и Мексика. Хотя интенсивный рост импорта в первой половине 90-х гг. во многом определялся восстановлением его нормального уровня, резко снизившегося в 80-е гг., на нем не могли не отразиться проводимые в странах реформы, породившие спрос на инвестиционные товары для дальнейшей модернизации экономики.

Ряд стран региона продолжает наращивать свой экспорт, по темпам роста которого Мексика занимает шестое, а Аргентина — одиннадцатое место в мире. В мировом рейтинге ведущих экспортеров Мексика вышла на шестнадцатое, Бразилия — на двадцать девятое место. В странах региона стали появляться новые экспорт-

420

Страны Латинской Америки и Карибского бассейна Глава 18 (18.5)

ные продукты. Примером может служить налаживание выращивания семги в искусственных условиях на юге Чили. Еще 15 лет назад этой отрасли не существовало в стране вообще, а в 1996 г. страна получила 520 млн долл. от экспорта семги, «захватив» 15% мирового экспорта этого продукта и выйдя на второе после Норвегии место по этому показателю.

В середине 90-х гг. в одно из самых динамичных направлений внешнеэкономических связей стран Латинской Америки и Карибского бассейна превратиласыпо^рговля с Россией. В 1994—1996 гг. ее годовой прирост колебался в пределах 29—32%. Даже при ухудшении внешней и внутренней конъюнктуры для российской экономики на рубеже 1997—1998 гг. прирост объемов ее торговли на латиноамериканском направлении в этот период оставался довольно высоким: в 1997 г. — 6,5% по сравнению с 1% по внешней торговли в целом.

Периоду активизации российско-латиноамериканского торго-во-экономического сотрудничества предшествовал его значительный спад после дезинтеграции Советского Союза. В 1991 — 1992 гг. объем торговли сократился практически вдвое. Особенно сильно пострадала торговля с теми странами, которые имели привилегированные и во многом субсидируемые отношения с СССР по политическим и военно-стратегическим соображениям (Куба, Никарагуа).

Возобновление и активизация торгово-экономических отношений России со странами ЛКА имеет несколько причин. Для российских экспортеров промышленной продукции ЛКА даже при высоких транспортных издержках представляет более доступный рынок по сравнению с рынком развитых стран, где значительно выше уровень конкуренции. По сравнению с рынками многих развивающихся государств рынки большинства стран ЛКА имеют более высокий уровень платежеспособности. Благодаря значительному росту научно-технического потенциала страны ЛКА более восприимчивы к освоению технологий, которые в состоянии предложить российские поставщики.

В свою очередь латиноамериканские страны, связывающие перспективы развития своих экономик с активной работой на мировом рынке, весьма заинтересованы в том, чтобы зарезервировать за собой ниши на российском рынке для своих традиционных и нетрадиционных товаров.

Из ЛКА в Россию поступают продовольственные товары широкой номенклатуры и изделия легкой промышленности. Латиноамериканские экспортеры покрывают значительную часть российских потребностей в бананах, кофе, сое, растительных маслах, табаке, чае. Из стран региона ввозятся также обувь, ко-

421

Раздел II

Экономика стран и регионов

>*аная и меховая одежда, вина и ликеро-водочные изделия, рыбные и плодовые консервы, цветы, свежие фрукты и кондитерские товары.

Российские экспортеры поставляют в страны региона химические продукты, энергетическое оборудование, самолеты и вертолеты, дорожно-строительную технику, автомобили, мопеды и мотоциклы, тракторы, металлообрабатывающие станки, металлопрокат и металлоконструкции.

Немалые возможности существуют для предоставления инжиниринговых услуг латиноамериканским предприятиям в области металлургии, горного дела, энергетики, а также в военно-техническом сотрудничестве.

Вместе с тем инвестиционное сотрудничество остается на весьма низком уровне. Инвестиции латиноамериканских компаний в Россию в 1998 г. не превышали 300—350 млн долл. Еще меньше прямые капиталовложения российских предприятий в реальный сектор экономики стран ЛКА. Количество реально функционирующих предприятий с участием российского капитала по состоянию на 1998 г. не превышало трех десятков.

Российские экспортеры и инвесторы еще плохо знают конъюнктуру и особенности работы на рынках ЛКА. Они часто проигрывают из-за слабого финансового обеспечения, недостаточного владения современными методами маркетинга и продвижения экспорта, из-за отставания в организации технического обслуживания поставленного оборудования.

Перспективы торгово-экономического сотрудничества России со странами Латино-Карибской Америки определяются возможностями и сроками выхода России на траекторию динамичного развития. Что касается стран ЛКА, то они, выйдя на стадию экономического подъема в начале 90-х гг., модернизовав свою хозяйственную систему в ходе реформ, вполне готовы к расширению и качественному обогащению делового партнерства с Россией (товарооборот России со странами ЛКА, составляющий в настоящее время порядка 3,5—4 млрд долл., равен примерно 4% внешней торговли РФ и не превышает 1% совокупной внешней торговли Латинской Америки и Карибов).

Контрольные вопросы

2.

422

В чем суть либерализации экономики стран региона конца 80 — начала 90-х гг.?

С чем связан значительный приток прямых иностранных инвестиций в страны региона в 90-х гг.?

Рекомендуемая литература Глава 18

3. В чем причины финансового кризиса в Мексике в 1995 г. и в Бразилии в 1998 г.?

4. Каковы основные проявления «голландской болезни» в странах региона?

5. Каково состояние и какие проблемы в развитии экономических связей стран региона с Россией?

Рекомендуемая литература

1. Бобровников А. Латинская Америка: стратегия и практика экономической модернизации в период перехода к индустриальной цивилизации. М, 1998.

2. Латинская Америка: что принесли неолиберальные преобразования? М., 1997.

Глава 19. Страны Северной Африки и Ближнего Востока

19.1. Общая характеристика

и место региона в мировой экономике

В последние десятилетия в зарубежной экономической литературе и аналитических обзорах международных организаций принято рассматривать страны Северной Африки и Ближнего Востока (САБВ) как единую региональную общность, чему объективно способствует целый ряд объединяющих их факторов (этнодемогра-фических, геополитических, культурно-религиозных и экономических). Обычно под странами САБВ понимают следующие 20 государств: Египет, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия (страны Северной Африки), Израиль*, Палестину, Сирию, Ливан, Иорданию, Турцию, Ирак, Кувейт, Саудовскую Аравию, Йемен, Оман, Иран, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Катар и Бахрейн (страны Ближнего Востока). Иногда, если в качестве ведущего критерия выбирается этническая общность, и речь идет об «арабском мире» или об «арабских странах», к вышеперечисленным государствам добавляются Мавритания, Судан и Сомали и, соответственно, исключаются Израиль и Турция. В данной главе речь будет идти преимущественно о вышеперечисленных 20 государствах, протянувшихся с северо-западного побережья Атлантического океана вдоль Средиземноморского побережья и берегов Красного моря до Индийского океана.

Географическое положение стран региона на стыке трех континентов и наличие выхода к морю обуславливают их традиционно важную роль в европейско-азиатской торговле, значительно возросшую с открытием Суэцкого канала. Можно также отметить важное военно-стратегическое положение региона.

Одной из отличительных особенностей региона является этни-ческо-религиозное единство, поскольку большинство населения составляют арабы-мусульмане. Так, в Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре, Йемене и Ливане арабское население составляет 96—100%, в других странах, кроме арабов, значитель-

Страны Северной Африки и Ближнего Востока

Глава 19(19.1)

I

ны популяции берберов и курдов. Исключение составляют Израиль и Турция, однако часть жителей этих стран также исповедует мусульманство. Из других религий, исповедующихся в регионе, необходимо отметить иудаизм и христианство (более 7 млн верующих арабов, курдов, армян и др.). Практически во всех арабских государствах ислам возведен в ранг государственной религии, а главой государства может являться лишь мусульманин.

Вместе с тем страны региона существенно различаются как по экономическому потенциалу, так и по уровню развития, характеризующемуся, в частности, показателем ВНП на душу населения. Большинство стран относится к группе со средним уровнем дохода (от 790 долл. в год в Египте до 7040 долл. в^Саудовской Аравии). Однако в самой бедной стране региона — Йемене — подушевой доход составлял в 1995 г. лишь 260 долл., в то время как в Кувейте и ОАЭ в том же году он превышал 17 тыс. долл. Можно также отметить, что Иордания, Ливан, Марокко и Тунис имеют более диверсифицированную структуру производства, нежели их собратья по региону, являющиеся в большинстве своем крупными производителями и экспортерами нефти (Алжир, Иран, страны Персидского залива*).

В период с 1989 по 1996 гг. среднегодовые темпы роста экономики региона составляли 3,4%, однако в силу демографических тенденций темпы роста подушевого ВНП были отрицательными (-0,3%).

Для решения основной проблемы регионального развития — ускорения темпов экономического роста и структурной перестройки экономики с целью диверсификации производства — необходимо осуществление серьезных реформ для того, чтобы создать более благоприятный инвестиционный климат для региональных и иностранных инвесторов. Программы реформ включают в себя, как правило, приватизацию, дерегулирование и структурную перестройку экономики, а также либерализацию торговли, что в целом способствует развитию рынка и частного предпринимательства. Процесс реформирования национальной экономики уже начался в Алжире, Иордании, Тунисе, Марокко и Египте. Другим странам еще только предстоит вступить на этот путь.

По оценкам экспертов МВФ, несмотря на значительный экономический потенциал страны региона не смогут в полной мере реализовывать его до тех пор, пока не повысят норму инвестиций с нынешних 20% до 25% (напомним, что для наиболее динамично

* По международной классификации Израиль относится к про-мышленно развитым странам.

424

* К странам Персидского залива относятся Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Ирак, Иран.

425

Раздел II

Экономика стран и регионов

развивающихся стран Юго-Восточной Азии этот показатель состав-ляет-30% и более). Место региона в мире можно определить следующим образом: в 1998 г. в странах САБВ проживало 5,7% населения планеты, на него приходилось 4,6% мирового ВВП (рассчитанного по паритету покупательной способности) и 3,0% мирового экспорта или (17,2% экспорта развивающихся стран). Внешний долг региона в 1998 г. составлял 34,8% совокупного ВВП или 234,5 млрд долл.

19.2. Демографический фактор развития

Регион САБВ является одним из наиболее динамичных в демографическом плане. Если в 1900 г. его население составляло лишь 1,5% жителей планеты, а в 1950 г. — 2%, то к 1998 г. здесь проживало уже 5,7% населения Земли. При этом среднегодовые темпы прироста населения были одними из наиболее высоких в мире (3,1% в 80-е гг. и 2,7% в 1991 — 1995 гг.), что означает удвоение численности населения при жизни одного поколения.

Средняя плотность населения по региону составляет 27 человек на кв. км (44 человека — среднемировой показатель). Однако в силу того, что три четверти территории региона занимают пустыни и полупустыни внутри него существуют значительные меж-страновыеи внутристрановые различия. Так, в Турции и Египте, располагающих наиболее плодородными землями, сконцентрировано 43% населения региона. К странам со средней степенью населенности (15—30 млн человек) относятся Алжир, Марокко, Ирак, Саудовская Аравия, Сирия и Йемен. В Тунисе, Ливии, Иордании, Ливане проживает от 3 до 8 млн человек. Внутри каждой страны население также сосредоточено в районах, наиболее благоприятных для проживания. Например, в ходе «шестидневной войны» в 1967 г. Иордания потеряла лишь 6% территории, однако на ней проживало 50% населения страны, находились важные промышленные предприятия и основные районы сельскохозяйственного производства.

Процесс урбанизации в регионе наиболее активно шел в 60— 70-е гг. причем ее темпы были выше в ближневосточных странах: в период с 1950 по 1990 г. доля городских жителей в странах Северной Африки возросла с 25 до 45%, а в странах Ближнего Востока — с 24 до 63%. В последнее десятилетие отмечается тенденция к замедлению процесса урбанизации в большинстве стран региона за исключением Турции, Ливии и стран Аравийского полуострова. Интересно отметить, что в Саудовской Аравии в 1950г. в городах проживало лишь 16% населения, а в начале 90-х гг. — уже 77%, в 426

Страны Северной Африки и Ближнего Востока

Глава 19(19.3)

ОАЭ — 24 и 78% соответственно. Наименее урбанизированными являются Оман и Йемен, где в городах проживает соответственно лишь 11 и 29% населения.

Специфика возрастной структуры (40% населения региона не достигла возраста 15 лет), а также особенности рынка труда (законы Шариата запрещают женщине работать по найму), приводят к тому, что в кате гори ю экономически активного населения попадает лишь 30% населения региона. При этом уже в ближайшем будущем перед большинством стран с особой остротой встанет проблема трудоустройства подрастающего поколения. Высокая степень урбанизации, неразвитость промышленного сектора и замедление темпов роста в 80-е гг. обуславливают значительный уровень безработицы: в начале 90-х гг. дефицит рабочих мест составлял 60 000 •в Марокко и 136 000 в Алжире. В Египте до конца текущего десятилетия необходимо будет создать дополнительно не менее 5 млн рабочих мест. Вместе с тем отличительной особенностью региона является нехватка рабочей силы в ряде стран Персидского залива, которые активно импортируют ее как из сопредельных стран, так и из Юго-Восточной Азии. Ощутима миграция рабочих в страны Западной Европы, что в совокупности определяет значительную роль трансфертов в поддержании платежного баланса ряда стран региона.

19.3. Природные факторы развития

Страны САБВ занимают территорию более 10,2 млн кв. км, около 80% которой является пустынями и лишь 4% покрыто лесами (из них половина расположена в Турции). Характерная черта региона — ограниченность и крайняя неравномерность межстрано-вого распределения водных ресурсов (на Турцию и Египет приходится около 77%, в то время как на 10 стран Аравийского полуострова и Средиземноморского побережья — лишь 10%). 55% его населения страдает от частичной либо хронической нехватки воды. Наиболее остро эта проблема стоит в Тунисе, Сирии. Алжире, Ливии, Марокко, Иордании и Палестине.

Недра стран САБВ богаты полезными ископаемыми (фосфаты, железная руда, цинк, бокситы, хром и др.), однако главным богатством региона, безусловно, является нефть. Основные ее месторождения расположены в нефтегазовом бассейне Персидского залива. По некоторым оценкам, регион располагает от 60 до 70% мировых запасов нефти и 20% мировых запасов природного газа. Разведанные запасы нефти лишь в одной Саудовской Аравии превышают запасы США и бассейна Северного моря.

427

Раздел II

Экономика стран и регионов

Г^ервая концессия на добычу нефти была получена в 1901 г. В 30-е назначалась активная промышленная разработка месторождений, а в 50-е гг. регион превратился в мировой центр нефтедобычи. Однако в полной мере воспользоваться своими богатствами страны Ближнего Востока смогли лишь в 70-е гг., проведя серию национализации в нефтегазовом секторе и объединив свои усилия на мировом рынке нефти в рамках нефтяного картеля Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК)*. Единство действий позволило странам ОПЕК в период 1970—1980 гг. увеличить цены на нефть примерно в 20 раз и получить баснословные прибыли. Лишь в 1973— 1974 гг. прибыль нефтяных монополий возросла на 50—500%. Своего пикового значения цены достигли в 1981 г. — 34 долл. за баррель нефти.

Доходы стран-экспортеров нефти были столь велики, что национальная экономика не могла их поглотить. Значительная часть полученных средств, так называемых «нефтедолларов», была помещена на банковские депозиты в США и странах Западной Европы. Последствия «нефтяного шока» были не очень благоприятны для стран-членов ОПЕК, поскольку произошло понижение спроса на производимую ими нефть. Это было вызвано как ее переходом к энергосберегающим технологиям в странах-потребителях, так и разработкой их национальных нефтегазовых месторождений, которую стимулировал нефтяной кризис. В нериод 1974— 1993 гг. доля региона в мировом производстве нефти снизилась с 40 до 30%. Снижение сироса на нефть на мировых рынках означало снижение ее цены, против чего страны ОПЕК пытались бороться, сокращая объемы добычи и поставок нефти с 1979 по декабрь 1985 г. Однако ситуация усугубилась и продолжает усугубляться тем, что начиная с 1986 г. в странах ОПЕК идет увеличение нефтедобычи, сопровождаемое разногласиями по поводу ее квот, что неизбежно приводит к снижению цен на нефть. Практически трехкратное снижение цен на нефть в 1986 г. вернуло их на уровень 1974 г., существенно сократив стоимостной объем экспорта стран САБВ. В период с 1980 по 1993 г. нефтяная рента в расчете на одного человека стран-членов ОПЕК сократилась с 1150 долл до менее чем 300 долл. Если принять во внимание то, что в странах-экспортерах нефти доля нефтяных доходов составляет от 50 до 90% экспортных поступлений и государственных доходов, станет очевидным, что все это привело к серьезным

8605251593345274.html
8605286267866974.html
8605394069537861.html
8605541196614354.html
8605550744393111.html