Принципы и значение интеграции инвалидов в общество через спорт - [Текст]: сб тез докл. VI межвуз студ науч практ...

Принципы и значение интеграции инвалидов в общество через спорт - [Текст]: сб тез докл. VI межвуз студ науч практ...


Принципы и значение интеграции инвалидов в общество через спорт

^ Приймак И.А., Андрюхина Т.В.

Уральский федеральный университет им. первого

президента России Б. Ельцина, г. Екатеринбург


Долгие годы бытовало мнение, что понятия "инвалид", "физическая активность", а, тем более, "спорт" несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья. В последнее время физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

Использование спорта в системе реабилитации начинается уже в стационаре (больнице) и продолжается после выписки больного из стационара. Спорт инвалидов преследует несколько совершенно разных целей:

  1. спорт в чистом виде как средство самоутверждения, со стремлением к лидерству и победе почти любой ценой, в том числе и ценой здоровья;

  2. как способ укрепить здоровье, исправить фигуру, улучшить самочувствие;

  3. как средство социальной и психологической адаптации, вовлечение людей со сходными интересами, включая борьбу со стеснительностью, демонстрацию своих возможностей, борьбу за свои права;

  4. коммерческий или профессиональный спорт как тяжкая работа, порой связанная с эксплуатацией физических данных человека, и главный способ добычи средств существования.

  5. восстановление бытовых навыков;

  6. обучение новой профессии (переобучение) и возвращение инвалида в общество, трудоустройство по вновь приобретенной специальности.

Для большинства инвалидов особенно важен второй и третий пункт.

Всеобщее распространение имеет точка зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах является мерилом его культурного и социального развития. "Одним из показателей цивилизованного общества является его отношение к инвалидам", - считает профессор П.А. Виноградов. Создание равных условий инвалидам в вопросе их вовлечения в занятия физической культурой и спортом - основное достижение развитых стран.

Физический недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений, затрудняет возможность социального контакта с окружающим миром. В этих условиях появляется чувство тревоги, теряется уверенность в себе и даже чувство собственного достоинства. Активные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия позволяют лучше владеть своим телом, восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности в себе, дают новые возможности самообслуживания и, в итоге, возврата к активной жизни.

Очень популярны среди инвалидов занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков.

Вид спорта и методика занятий выбираются с учетом возраста инвалида, его физической подготовленности и времени, прошедшего с момента травмы (заболевания). Тренировки инвалидов-спортсменов имеют свои особенности: интенсивность и продолжительность занятий снижается, делаются более длительные паузы после выполнения того или иного вида физической деятельности. Инвалидность не позволяет инвалидам-спортсменам правильно выполнять то или иное движение (упражнение). В этой связи могут выработаться (часто так и происходит) технически неверные движения, а при многократном выполнении дополнительно возникают такие заболевания опорно-двигательного аппарата (ОДА) как периартриты, периоститы, миозиты, потертости и др. Поэтому очень важно подбирать виды спорта с учетом особенностей патологии, степени восстановления двигательной функции у инвалидов. Травмы (заболевания) ОДА, нервной системы приводят к структурным (морфологическим) изменениям моторной функции, локомоторного аппарата и пр. Занятия спортом не могут восстановить нарушенные (утраченные) двигательные функции, но дают психоэмоциональное и социальное удовлетворение.


Библиографический список:

  1. Теория и организация адаптивной физической культуры / Под общей ред. Проф. С.П. Евсеева – М.: Советский спорт, 2007. – 291с.

  2. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учебное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специальностям 022500 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), и 0323 – Адаптивная физическая культура. – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.

  3. Дубровский В.И. Реабилитация инвалидов-спортсменов. – В кн.: Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заве дений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 411-417.

  4. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.: ил.

  5. Башкирова М. М. Физическое активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы. // Спорт для всех. 1999. № 1-2.


^ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 5 – 6 ЛЕТ

Путров М. М., Веденина О.А.

Российский государственный профессионально-

педагогический университет, Екатеринбург


Одним из наиболее важных способов формирования физических навыков ребенка, несомненно, является подвижная игра. Дети во все времена с большой охотой принимали участие в различных играх, не задумываясь о том, что в процессе игры они приобретают необходимые навыки и умения, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Задача педагога заключается в том, чтобы организовать, направить, скорректировать процесс игры в целях достижения оптимального результата.

Особенное значение для этого имеет подвижная игра с правилами - сознательная активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

При этом следует обязательно учитывать возраст ребенка. В первые годы жизни особенно заметны различия в физическом и психическом развитии детей при даже не существенной (по меркам взрослого человека) разнице в возрасте, и эти различия обуславливают особенности игр, предлагаемых детям педагогом.

Для каждой возрастной группы детей должны ставиться особые задачи, которые реализуются в процессе игры. В качестве примера могут быть рассмотрены особенности двигательной (в том числе игровой) активности и подготовленности детей в возрасте 5 – 6 лет.

В данном возрасте уже отчетливо прослеживается сотрудничество детей в процессе игры и подчинение общим правилам для всех играющих. Попытки установить свои правила или демонстративный отказ от соблюдения правил нередко приводит к конфликтам, исключению из игровой группы, что весьма нежелательно, поскольку может привести к изоляции ребенка и последующим психологическим проблемам. И в этой ситуации особенно велика роль педагога, выступающего в качестве независимого арбитра, способного своевременно предотвратить развитие конфликта и восстановить позитивную атмосферу, столь присущую детской игре.

Следует учитывать, что в пятилетнем возрасте наиболее существенна разница в показателях двигательной активности между мальчиками и девочками во время самостоятельной деятельности. У мальчиков преобладают игры подвижного характера. Девочки предпочитают сюжетно-ролевые игры с преобладанием статических поз, такие как «Семья», «Больница» и т.д. Вовлечение педагогом девочек в совместные с мальчиками подвижные игры позволяет уменьшить разрыв в двигательной активности между детьми обоих полов.

Ближе к шести годам двигательная активность детей становится более осознанной и разнообразной. В связи с развитием двигательных навыков и умений у них проявляется значительный интерес к спортивным играм и упражнениям. Зачастую дети самостоятельно объединяются небольшими группами и вместе выполняют те или иные упражнения, такие как бросание мяча в кольцо, ходьба по бревну, прыжки через скакалку и другие. В этих упражнениях участвуют как мальчики, так и девочки.

В возрасте 5 – 6 лет заметны и сезонные колебания двигательной активности, проявляющиеся в повышении двигательной активности в весенне-летний период и снижении в осенне-зимний. Отмечаются и суточные колебания двигательной активности в течение суток, отчасти связанные с распорядком дня в детском дошкольном учреждении.

К концу дошкольного возраста формируются новые сенсорные способности  определение параметров (длины, ширины, высоты). Дети начинают ориентироваться в пространстве и во времени, в связи с чем игры видоизменяются, становятся разнообразнее и сложнее.

Дети в возрасте 56 лет уже могут воспроизводить достаточно сложные движения, требующие определенной концентрации внимания и координации. Однако однообразное повторение одних и тех же движений приводит к быстрой утомляемости ребенка, потере интереса к монотонной физической активности, стремлению переключиться на те игры, в которых движения ребенка будут свободными. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы в ходе игры организовать процесс получения ребенком необходимых физических и психических навыков при сохранении интереса ребенка к происходящему. Достигнуть этого можно, в частности, путем деления одной игры на блоки, в ходе выполнения каждого из которых детям нужно достигнуть определенного результата с использованием разных физических навыков («взобраться на гору», «переплыть через реку», «перепрыгнуть через пропасть»). Естественно, что прохождение всех блоков игры должно привести к заранее объявленному для играющих результату (например, «освободить принцессу»).

Таким образом, подвижная игра под руководством педагога представляет собой один из самых эффективных инструментов физического и психического развития детей в возрасте 5 – 6 лет.


^ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ МАССЫ ТЕЛА

Ростова А.А., Строшкова Н.Т.

Российский государственный профессионально

-педагогический университет, г. Екатеринбург


Жировая ткань, количество которой стремятся уменьшить желающие похудеть, в норме составляет приблизительно 12 % от массы тела у мужчин и приблизительно 20-22 % у женщин. Больший процент содержания жировой ткани у женщин обусловлен деятельностью женских половых гормонов. Жировая ткань женщин предохраняет женские половые органы, внутри которых предназначено развиваться ребенку, и является дополнительным резервом энергии.

Скопления жировых клеток находятся не только под кожей, но и между внутренними органами, где жировая ткань играет роль защиты от повреждений и выполняет функцию теплоизоляции. При избытке жировой ткани, ее прослойки между внутренними органами становятся чрезмерными, затрудняя работу органов. При ожирении прослойки жировой ткани могут появляться не только между органами, но и внутри органов (сердца, печени), замещая собой собственную ткань органа.

Человек худеет в том случае, если количество поступающей с пищей энергии меньше, чем количество расходуемой организмом энергии. Добиться снижения массы тела можно двумя путями:

- снизив количество потребляемых калорий;

- увеличив энергетические траты организма.

На практике, как правило, целесообразно использовать оба этих пути одновременно.

Общие правила питания при похудении, которые необходимо помнить:

При нехватке углеводов и большинства жиров, организм способен синтезировать эти вещества самостоятельно, используя элементы, которые уже присутствуют в нем. Большинство структурных элементов белков и некоторые виды жиров не могут быть синтезированы организмом. При этом они являются необходимыми для нормального функционирования организма, а их недостаток ведет к развитию разного рода заболеваний. Поэтому эти вещества обязательно должны поступать вместе с пищей.

Не следует принимать пищу в перерывах между едой (в том числе не пить сладкий чай или кофе). Это «незаметное» количество дополнительных калорий, как правило, является очень существенным.

Если человек преследует цель снизить массу тела, необходимо до минимума уменьшить потребление (или вовсе исключить из рациона) таких высококалорийных продуктов, как макаронные изделия, выпечка и другие изделия из теста (пицца, беляши и прочее), кондитерские изделия и сласти (торты, пирожные, конфеты, варенья, джемы, пряники, печенье, мороженое, взбитые сливки и прочее), сало и шпик, алкогольные напитки (особенно пиво и ликеры). Исключение этих продуктов из рациона не только абсолютно безопасно для здоровья, но во многих случаях полезно. Целесообразно снизить потребление масла (как растительного, так и животного), картофеля, жирного мяса (в том числе птицы), жирных колбас, сыра, хлебобулочных изделий (булку можно совсем исключить), грибов, орехов, семечек, сахара.

Одновременно можно добавить в рацион относительно низкокалорийные продукты: овощи (свеклу, капусту, морковь), зелень, фрукты, соки и минеральные воды, молочные продукты (кроме сыра), бульоны, рыбу, каши. Добавление этих продуктов в рацион питания не только приблизит к цели похудения, но и положительно отразится на состоянии здоровья. Некоторые виды продуктов можно заменить их менее калорийными разновидностями: употреблять менее жирную сметану, молоко вместо сливок, заменители сахара.

При занятиях физическими упражнениями с целью похудения важно помнить, что одновременно с уменьшением жирового компонента в тканях по мере развития тренированности будет наблюдаться некоторое увеличение доли мышц (не обязательно это будет сопровождаться увеличением объема мышц - может увеличиться их плотность и, соответственно, масса). Мышечная ткань намного тяжелее жировой. Поэтому не всегда правомерно отслеживать уменьшение килограммов массы тела, а целесообразнее следить за снижением объемов различных частей тела и/или толщиной подкожной жировой клетчатки. Правда, в начале похудения наблюдения за массой тела вполне применимы. Расщепление жиров - сложный процесс, требующий много времени и расходующий много кислорода. Поэтому организм использует жиры как источник энергии только в том случае, если не хватает углеводов. Запасы углеводов в мышцах, крови, а затем и печени (депо углеводов в организме) более или менее ощутимо снижаются спустя 20-30 минут непрерывной достаточно интенсивной работы.

Правила занятий физическими упражнениями для снижения массы тела:

Примеры двигательных действий, наилучшим образом подходящих для снижения массы тела, при условии, что они будут непрерывно выполняться в течение 30 минут и более:

При снижении массы тела важно помнить несколько моментов:

  1. Резкое снижение массы тела вредно для организма, так как ведет к существенным изменениям обмена веществ и функционирования систем организма. Рекомендуемый темп снижения массы тела - не более 1 кг в неделю.

  2. В начале применения комплекса мероприятий, направленных на снижение массы тела, темп ее снижения будет существенно выше, чем в последующем.

  3. При прекращении применения комплекса мероприятий для снижения массы тела ранее, чем спустя несколько месяцев (около года), масса тела вернется в первоначальное состояние или близкое к нему.

  4. Спустя несколько месяцев применения комплекса мероприятий для снижение массы тела, можно постепенно включать в рацион питания некоторые из ранее «запрещенных» продуктов в небольших количествах.

Существует определенный предел, преодолев который, похудение грозит стать причиной развития тяжелейших заболеваний. Нередки случаи смерти сидящих на диете от различного рода дистрофий (нарушений обмена веществ). Полностью убрать подкожный жир невозможно.


^ РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ И СОН КАК СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ

Ростова А. А., Строшкова Н.Т.

Российский государственный профессионально-

педагогический университет, г. Екатеринбург


Основное значение питания заключается в доставке энергетических и пластических материалов для восполнения расхода энергии и построении тканей и органов. Пища представляет собой смесь животных и растительных продуктов, содержащие белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и воду. Калорийность суточного рациона спортсмена зависит от характера тренировки и величины нагрузки (с учетом ее объема и интенсивности). Качественная полноценность рациона зависит от правильного соотношения основных питательных веществ: белков, жиров, углеводов (1:0, 8:4 или 14%, 30%, 56%).

Основные принципы питания спортсменов:

—  снабжение организма необходимым количеством энергии, соответствующей ее расходу в процессе выполнения физических нагрузок;

— соблюдение сбалансированного питания применительно к определенным видам спорта и интенсивности физических нагрузок, включая распределение энергетической ценности основных пищевых веществ, которое будет изменяться в зависимости от периодов подготовки к соревнованиям;

— выбор адекватных форм питания (продуктов, пищевых веществ и их комбинаций) в периоды интенсивных и длительных физических нагрузок, непосредственной подготовки к соревнованиям, самих соревнований и последующего восстановления;

—  использование пищевых веществ для активации и регуляции внутриклеточных метаболических процессах в различных органах и тканях;

—  создание с помощью пищевых веществ необходимого метаболического фона для биосинтеза и реализации действия гормонов, регулирующих ключевые реакции метаболизма;

— разнообразие пищи за счет использования широкого ассортимента продуктов и применения разных приемов их кулинарной обработки для оптимального обеспечения организма всеми необходимыми пищевыми веществами;

— включение в рационы биологически полноценных и быстро переваривающихся продуктов и блюд, не обременяющих пищеварительный тракт;

—  использование пищевых факторов для повышения скорости наращивания мышечной массы и увеличения силы, а также для регулирования массы тела в зависимости от весовой категории спортсмена;

— индивидуализация питания в зависимости от антропометрических, физиологических и метаболических характеристик спортсмена, состояния его пищеварительной системы, личных вкусов и привычек.

Для определения роли белков в питании чрезвычайно важно знать, что ни в функциональном отношении, ни как пластический материал, они не могут быть заменены другими пищевыми веществами. Вместе с тем они могут замещать жиры и углеводы.

Особое внимание в питании спортсменов следует уделять овощам и фруктам. При интенсивной мышечной работе в организме образуется большое количество кислых продуктов и именно овощи и фрукты, являясь основными поставщиками щелочных эквивалентов, выполняют важную роль в нормализации кислотно-щелочного баланса. Кроме того, они служат важнейшими источниками витаминов С, Р, провитамина А – каротина, некоторых витаминов групп В, минеральных солей, микроэлементов (кобальта, марганца, никеля, йода, фтора, меди, цинка и др.), углеводов, участвующих в регуляции процессов пищеварения, повышают усвояемость различных пищевых веществ.

Рацион спортсмена, которому необходимо покрыть расходы энергии 6500-7000 ккал, содержит большое по весу и объему количество пищи. Поэтому при 2-3 разовых ежедневных физических нагрузках необходимо количество приемов пищи увеличить до 5-6 раз. В условиях длительных и многократных физических нагрузок спортсменам рекомендуется есть часто и небольшими порциями. При таком режиме становится необходимым в питание использование специальных продуктов повышенной биологической ценности.

Продукты повышенной биологической ценности используются как: питание на дистанции и между нагрузками; ускорение процессов восстановления; регуляция водно-солевого обмена и терморегуляция; корректировка массы тела; направленное развитие мышечной массы; снижение объема суточных рационов в период соревнований; индивидуализация питания, особенно в условиях больших нервно-эмоциональных напряжений; срочная коррекция несбалансированных суточных рационов; увеличение кратности питания в условиях многоразовых тренировок и т.д.

Минерально-витаминные комплексы. Большинство комплексов можно отнести к фармакологическим препаратам, поскольку в их состав входят синтезированные витамины и соли разной химической квалификации. Минерально-витаминные комплексы служат прежде всего для восполнения дефицита и обогащения организма спортсменов витаминами, макро- и микроэлементами, необходимыми в циклических видах спорта.

Методика применения минерально-витаминных комплексов требуют обязательного наблюдения за уровнем обеспеченности организма спортсмена отдельными витаминами, макро- и микроэлементами.

Одним их эффективных восстановителей является сон.

Выделяют следующие виды сна:

—  Естественный физиологический сон. У человека он носит суточных характер. Взрослый человек спит один, реже - два раза в день. Длительность сна составляет в среднем около 8 часов. Индивидуальные колебания могут достигать значительных величин. Во время сна сильно расслабляется скелетная мускулатура, что является необходимым условием для полноценного отдыха. Гладкая мускулатура (сосуды, бронхи и др.), напротив, находится в состоянии повышенного тонуса. Температура тела несколько снижена, интенсивность основного обмена веществ понижена на 10-15%, что говорит о большой экономичности работы организма в целом. Значительно замедлены катаболические процессы.

—  Патологических сон возникает вследствие расстройств ЦНС. Характеризуется повышенной сонливостью, которая может иметь различную степень выраженности: от легкой дремоты до коматозного состояния. Бывают случаи очень продолжительного патологического сна, когда человек спит несколько десятков лет (летаргический сон).

— Гипнотический сон вызывается с помощью гипноза и самогипноза. Это частичный сон, который характеризуется неполным торможением коры больших полушарий головного мозга при сохранении некоторого контакта человека с внешним миром. Гипноз и самогипноз используются не только в лечебных целях. Спортсмены используют для более полного и более быстрого восстановления после больших физических нагрузок, большого нервного эмоционального напряжения.

— Фармакологический сон может быть наркотическим, вызванный наркотиками и просто лекарственным, вызванный снотворными или успокоительными препаратами. Наркотический сон используется чаще всего для введения пациента в наркоз перед хирургическими операциями. Лекарственный сон используют для лечения бессонницы, чрезмерного нервного возбуждения, функциональных нарушений в ЦНС.

— Электросон вызывается специальной аппаратурой, посылающей прямоугольные импульсы выпрямленного тока прямо в гипоталамус в центр сна. С помощью этого аппарата можно вызвать электронаркоз – сон такой глубины, который позволяет проводить хирургическое вмешательство.

—  Электрофоретический сон является своеобразной комбинацией между лекарственным сном и процедурой электрофореза.


8611712720638001.html
8611861990736994.html
8611970748437065.html
8612186049699811.html
8612265147353578.html