В. Г. Белинского факультет экономики, управления и права кафедра «финансы и кредит» учебно-методический комплекс - страница 2

^ б) дополнительная литература:
Текущие публикации в журналах и газетах по вопросам управления финансами корпорации и корпораций: «Эксперт». «Экономическая газета», «Финансовая газета», «Финансы», «Экономист».

1. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2002.

2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. - М. Финансы и статистика, 2006.

4. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. - Киев: Изд-во «Ника Центр», 2003.

5. Бочаров В.В. Управление денежным оборотом корпорации (корпораций). - М.: Финансы и статистика, 2001.

6. Бочаров В.В. Финансовое моделирование. Учебное пособие. - СПб Питер, 2004.

7. Бочаров В.В. Финансовый анализ. Учебное пособие. - СПб: Питер, 2001.

8. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс. В

2-х т./ Пер. с англ. - СПб: Экономическая школа, 1997.

9. Ван Хорн Д.К. Основы управления финансами: Пер. с англ. - М.Финансы и статистика, 2004.

10. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2008.

11.Коласс Б. Управление финансовой деятельностью корпорации: Пер. с франц.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004.

12.Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость корпорации в условиях инфляции. - М.: Перспектива, 2009.

13.Справочник финансиста корпорации / Под ред. А.А. Володина - М.ИНФРА, 2008.

14.Тренев Н.Н. Управление финансами. М.: Финансы и статистика, 2003. 15.Финансовый менеджмент. Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. - М.Перспектива, 2009.

16.Ченг Ф.Ли, Финнерти Д.И. ФИНАНСЫ КОРПОРАЦИЙ корпораций: теория, методы и практика: Пер. с англ. - М.: Инфра - М, 2004.

17.Шеремет А.Д., Неголиев Е.В. Методика финансового анализа - М.: ИНФРА-М., 2008.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
^ ПАКЕТЫ ПРИКЛАДНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ (ПППП)
• "Project - expert";

• "Marketing - expert";

• "Marketing Geo"

• Финансовое планирование;

• "Бест - план"


Интернет-ресурсы

1.материалы сервера http:// www/minfin. ru/.

2.http://www.cfin.ru/finanalysis (Корпоративный менеджмент)

3.http://media.karelia.ru/~resource/econ/teor_fin/13.htm (Базовые категории финансового менеджмента)

4.http://www.emd.ru/education/opn_sem/razd.php?razd=6 (финансовый менеджмент – каталог по типу документа)

5.http://www.it2b.ru/it2b3.view3.page27.html (Технологии разведки для бизнеса – роль и значение рисков в банковском финансовом менеджменте)

6.http://mb.bash.ru/article.php?a=show&id=49 9Центр научно-технической информации)


^ Требования к уровню освоения программы


Уметь:


Иметь представление:

Основными формами обучения являются лекции, семинарские занятия, практические занятия и контрольные работы.

В лекциях рассматриваются узловые теоретические проблемы вопросы дисциплины на основе анализа передовой практики финансово-экономических органов корпорации и организаций, излагаются формы и методы работы по различным отраслям деятельности финансово-экономических органов.

Семинарские занятия проводятся по основным темам дисциплины с целью более глубокого изучения материала, имеющего определяющее значение в формировании специалиста финансово-экономических органов. На этих занятиях рассматриваются наиболее сложные проблемы и вопросы финансового обеспечения деятельности корпорации и организаций. Семинары организуются с использованием активных методов обучения (пресс-конференции, круглые столы и т. д.).

На практических занятиях у студентов формируются умения и навыки по финансовому обеспечению деятельности корпорации и организаций. Практические занятия проводятся с использованием ЭВМ, экономико-статистических методов и методов финансово-экономического анализа.

В целях успешного усвоения дисциплины во внеаудиторное время организуется самостоятельная работа студентов по изучению рекомендованной литературы и выполнению практических заданий.

Контроль за усвоением студентами программного материала осуществляется путем выполнения студентами контрольных работ, проведения с ними семинарских занятий, опроса на практических занятиях, а также в ходе экзаменов и зачетов.


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


КРАТКИЕ ТЕКСТЫ ЛЕКЦИЙ



  1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВ КОРПОРАЦИИ


1. Содержание финансов корпорации (организации, фирмы)

Финансы корпорации, фирмы – это относительно самостоятельная сфера системы финансов государства, охватывающая широкий круг денежных отношений, связанных с формированием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота их средств. Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов, которые в последующем по различным каналам перераспределяются в народнохозяйственном комплексе и служат основным источником экономического роста и социального развития общества.

Все доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и вторичные, получаемые уже после перераспределения первичных доходов. Они образуются:

  1. у корпорации – в форме прибыли, остающейся в их распоряжении, и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);

  2. у работников (домохозяйств) – в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда работникам бюджетной сферы, выплат из внебюджетных фондов социального направления;

  3. у государства – в форме перераспределенных доходов корпорации в бюджет и внебюджетные фонды.

Роль финансов в хозяйственной деятельности корпорации проявляется в том, что с их помощью осуществляются:

  1. обслуживание индивидуального кругооборота фондов, т.е. смена форм стоимости. В процессе такого кругооборота денежная форма стоимости превращается в товарную, после завершения процесса производства и реализации готового продукта товарная форма стоимости вновь выступает в первоначальной денежной форме (в форме выручки от продажи готового продукта);

  2. распределение выручки от продажи товаров (после уплаты косвенных налогов) в фонд возмещения материальных затрат, включая амортизационные отчисления, фонд оплаты труда (включая взносы во внебюджетные фонды) и чистый доход, выступающий в форме прибыли;

  3. перераспределение чистого дохода на платежи в бюджет (налог на прибыль) и прибыль, оставляемую в распоряжении корпорации на производственное и социальное развитие, выплату дивидендов собственникам;

  4. использование прибыли, оставляемой в распоряжении корпорации (чистой прибыли), на фонды потребления, накопления, резервный и на другие цели, предусмотренные в его финансовом плане (бюджете);

  5. контроль за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных ресурсов в процессе индивидуального кругооборота фондов, т.е. за состоянием ликвидности, платежеспособности и финансовой независимости корпорации от внешних источников финансирования.



^ 2. Функции финансов корпорации

Финансы корпорации выполняют инвестиционно - распределительную фондообразующую, доходораспределительную, обеспечивающую и контрольную функции.

Инвестиционно – распределительная функция финансов заключается в распределении финансовых ресурсов внутри корпорации, способствующем наиболее эффективному их использованию.

Фондообразующая или источниковая функция финансов корпорации реализуется в ходе оптимизации правой (пассивной, источниковой) стороны баланса. Источниками финансирования корпорации являются взносы собственников, кредиты, займы, кредиторская задолженность, реинвестированная прибыль, пожертвования, целевые взносы и др. Доходораспределительная функция финансов заключается в оптимальном и обоснованном распределении собственниками корпорации определенной части ресурсов либо на уровне, предусматривающем расширение его деятельности, т.е. реинвестирование прибыли, воздерживаясь при этом от получения дивидендов с целью получения большей отдачи в будущем, либо в получении большей части прибыли в виде дивидендов. Обеспечивающая функция финансов заключается в обеспечении удовлетворения интересов собственников, количественно выражая эти интересы в виде прибыли как косвенного выражения дохода и дивидендов как прямого выражения дохода.

Контрольная функция финансов заключается в финансовом контроле за формированием, движением и использованием основного и оборотного капитала, финансовых ресурсов корпорации в соответствии со стратегией развития корпорации, бизнес плана, инвестиционного плана. Она реализуется как собственно предприятием, так и его собственниками, контрагентами и государственными органами.


^ 3. Денежные отношения корпорации

В процессе формирования и использования денежных источников средств корпорации (капитала, доходов, резервов и т.п.) возникает широкий спектр денежных отношений, выражающих экономическое содержание сферы финансов корпорации и, соответственно, финансовых отношений.

Эти отношения возникают между:

  1. предприятием и его инвесторами (акционерами, участниками, собственниками) по поводу формирования и эффективного использования собственного капитала, а также выплаты дивидендов и процентов;

  2. предприятием, поставщиками и покупателями по поводу форм, способов и сроков расчетов, а также способов обеспечения исполнения обязательств (уплата нестойки, передача залога);

  3. предприятием - инвестором и другими корпорациими и организациями по поводу его краткосрочных и долгосрочных финансовых инвестиций и выплаты по ним дивидендов и процентов;

  4. предприятием, финансовыми (кредитными) институтами и другими корпорациими по поводу привлечения и размещения свободных денежных средств (получение и гашение кредитов, займов, страховых платежей и страховых возмещений, получения финансирования под уступку денежного требования, платежей в частные пенсионные фонды и т.п.);

  5. корпорациими (дочерними и материнскими) по поводу внутрикорпорационного перераспределения средств;

  6. корпорациими и учредителями доверительного управления имуществом, а также выгодно приобретателями по поводу имущества, полученного в доверительное управление, и передачи прибыли от такого управления;

  7. корпорациими и другими организациями по поводу вкладов в соответствии с договорами простого товарищества и распределением прибыли, полученной этими организациями в результате их совместной деятельности;

  8. корпорациими и правообладателями по поводу выплаты вознаграждения по договору коммерческой концессии;

  9. предприятием и его наемными работниками по поводу оплаты труда и выплат из фонда потребления;

  10. предприятием и государством по поводу формирования налогооблагаемой базы для начисления налогов, сборов и осуществления этих платежей;

  11. предприятием и его работниками при удержании налога на доходы физических лиц, единого социального налога, а также других удержаний и вычетов;

  12. предприятием и государством при уплате налогов и сборов в бюджетную систему и отчислений во внебюджетные фонды;

  13. предприятием и государством при финансировании из бюджета и внебюджетных фондов на цели, предусмотренные действующим законодательством.



^ 4. Принципы организации финансов корпорации

Основные принципы организации финансов корпорации: принцип экономической эффективности, принцип материальной ответственности, принцип финансового контроля, принцип финансового стимулирования.

Принцип экономической эффективности означает, что система управления финансами корпорации должна быть экономически целесообразной, т.е. прямые расходы корпорации должны быть оправданы прямыми (дивиденды) или косвенными доходами (прибыль).

Принцип материальной ответственности. В любом предприятии складывается система мер поощрения и критериев оценки деятельности структурных единиц и отдельных работников. Отдельные лица, имеющие отношение к управлению материальными ценностями, отвечают рублем за неоправданные результаты своей деятельности.

Принцип финансового контроля. Системы контроля за деятельностью корпорации в целом, его подразделений и отдельных работников могут быть построены по-разному. Практика показывает, что финансовый контроль является наиболее эффективным и действенным. Одним из важнейших способов контроля является проведение аудиторских проверок. Принцип финансового стимулирования (поощрение/наказание) заключается в том, что в рамках системы финансового управления разрабатывается механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и организационной структуры управления корпорации в целом. Это достигается путем установления мер поощрения и наказания финансового характера. Наиболее эффективно данный принцип реализуется путем организации центов ответственности, когда руководство соответствующего центра наделяется определенными ресурсами и неформальными правами в плане их использования.


^ 5. Финансовые службы корпорации

Финансовые службы корпорации – это субъект управления финансами (денежными отношениями) корпорации. Это система, создающаяся на основе действующей нормативно – правовой базы, знаний и опыта работников и использующая финансовый механизм корпорации для обеспечения эффективности деятельности, хорошего финансового состояния.

Структура финансовой службы зависит от типа структуры управления, применяемой на предприятии (линейно – функциональный и дивизионный типы).

При линейно – функциональном типе управления на предприятии создаются звенья, которые наделены только функциями организации (линейными), а функции управления реализуются на верхнем уровне функциональными службами, в том числе финансовыми. На крупных корпорациих имеется финансовое управление (департамент), возглавляемый финансовым директором.

В странах с развитой рыночной экономикой линейно – функциональный тип структуры управления применяется лишь на мелких корпорациих. На крупных корпорациих применяется дивизионный тип, на котором имеются дивизионные службы. В качестве дивизионных служб корпорации создают центры финансового учета (ЦФУ).

Любая система управления финансами функционирует в рамках действующих законодательных актов и нормативной базы, начиная с законов и указов Президента и кончая ведомственными указаниями и инструкциями. Кроме того, управление подразумевает использование информации финансового характера, содержащейся в бухгалтерской отчетности, поступающей с товарно - фондовых бирж и кредитной системы.


^ 6. Финансовый механизм организации

Управление финансами корпорации определяется с помощью финансового механизма.

Финансовый механизм корпорации – это система форм, способов, методов управления денежными отношениями между субъектами; часть хозяйствующего механизма корпорации.

В соответствии с международным стандартом бухгалтерского учета № 32 под финансовым инструментом понимают любой контракт, из которого возникает финансовый актив для одного корпорации и финансовое обязательство, или инструмент капитального характера (т.е. связанные с участием в капитале) для другого корпорации.

Финансовый актив может быть в виде денежных средств, контрактного права на получение денежных или других финансовых активов от другого корпорации; контрактного права на финансовый инструмент с другим предприятием по поводу обмена инструмента капитального характера другого корпорации.

Управление финансами включает в себя сбор информации и ее анализ, осуществление финансового планирования и прогнозирования, качество которых непосредственно влияет на результативность управления денежными потоками, финансовую устойчивость корпорации, следовательно, его конкурентоспособность и формирование финансовых ресурсов.


^ 7. Финансовый менеджер. Его функции и задачи

Как практическая сфера деятельности финансовый менеджмент имеет несколько крупных областей:

1) общий финансовый анализ и планирование, в рамках которых осуществляется формулирование общей финансовой стратегии;

2) управление инвестиционной деятельностью, понимаемой в широком смысле как инвестиции в так называемые реальные активы и инвестиции в финансовые активы;

3) управление источниками финансовых ресурсов как область деятельности управленческого аппарата, имеющая целью обеспечение финансовой устойчивости корпорации;

4) управление финансовой деятельностью, обеспечивающее рентабельную работу в среднем;

5) текущее управление денежными средствами, в рамках которого осуществляются финансирование текущей деятельности и организация денежных потоков, имеющие целью обеспечение платежеспособности корпорации и ритмичности текущих платежей.

Таким образом, финансовый менеджмент представляет собой сферу деятельности на рынке капитала, имеющую целью масштабное вложение и заимствование средств, а также практическую сферу деятельности специалиста по управлению внутренними и внешними финансовыми потоками организации.


2. ^ КОРПОРАЦИЯ И ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК


1. Структура системы управления финансами корпорации

С позиции практического управления финансами корпорации ключевым является умение более или менее обоснованно отвечать на следующие вопросы:

1) удовлетворены ли стратегические инвесторы деятельностью корпорации, направлением и динамикой ее развития, положением в конкурентной среде?

2) каковы должны быть величина и оптимальный состав активов корпорации, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели?

3) где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?

4) как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее:

а) платежеспособность;

б) финансовую устойчивость корпорации;

в) экономически эффективную, рентабельную работу;

г) ритмичность платежно - расчетных операций.

Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента, как системы эффективного управления финансовой деятельностью корпорации. Одна из наиболее распространенных интерпретаций финансового менеджмента такова: он представляет собой систему отношений, возникающих на предприятии по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов. Возможна и более широкая его трактовка, расширяющая предмет этого научного и практического направления, начиная с финансовых ресурсов и кончая всей совокупностью отношений, обязательств и результатов деятельности корпорации, поддающихся стоимостной оценке.


^ 2. Финансовый менеджмент

Основное назначение финансового менеджмента – построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение тактических и стратегических целей деятельности. Организация управления финансами на конкретных корпорациих зависит от ряда факторов: формы собственности, организационно-правового статуса, отраслевых и технологических особенностей, размера корпорации.

В настоящее время юридически и экономически самостоятельные корпорации действуют в условиях нестабильности и неопределенности и должны приспосабливаться к быстро меняющимся условиям внешней среды, оперативно определяя собственную стратегическую модель управления. Стратегическое управление связано с выработкой долговременного курса развития корпорации и его реализацией через систему текущих хозяйственных планов.

Деловая стратегия есть обобщенный план управления, ориентированный на достижение основополагающих целей компании путем выявления и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ на данном рынке. Количество и формулировка стратегических целей зависят от специфики деятельности конкретной компании. Тем не менее, стратегические цели управления финансами можно ранжировать следующим образом:

  1. улучшение финансового положения, избежание банкротства и финансовых неудач;

  2. рост объемов производства и реализации;

  3. лидерство в борьбе с конкурентами (с точки зрения финансиста, конкурентоспособность выражается показателем рентабельности капитала, т.е. прибыли на единицу капитала);

  4. максимизация цены компании.

Все эти цели связаны между собой, дополняют друг друга, но предприятие всегда должно контролировать весь их комплекс.


8619902583319042.html
8619996262054926.html
8620070734344544.html
8620156513352742.html
8620233171765163.html