1 Оплата труда в бюджетном секторе - страница 6

1 Оплата труда в бюджетном секторе - страница 6

^ Оценка бюджетных эффектов от снижения ставки налога на добавленную стоимость
В настоящее время в международной практике администрирования НДС основными аргументами в пользу применения льготных ставок обычно является желание государства создать стимулы для потребления товаров и услуг (это касается книг, газет, общественного транспорта), а также перераспределительный (социальный) характер снижения цен на некоторые блага (медикаменты, продукты питания, детская одежда и проч.).

В случае отказа от использования льготной ставки в России представляется необходимым предусмотреть субсидирование государством цен на ряд товаров и услуг первой необходимости (например, продукты питания, электричество, топливо).

С учетом этого обстоятельства снижение ставки НДС будет иметь следующие последствия для бюджетной системы:

- прямые потери федерального бюджета на величину потенциальных доходов от НДС;

- прирост поступлений по налогу на прибыль организаций, ЕСН и НДФЛ вследствие увеличения объемов реализации производителей (или сферы торговли) и расширения налоговой базы этих налогов.

Оценка прямых потерь бюджета от снижения поступлений от НДС выполнена при допущениях:

Таблица 5

Оценка изменения бюджетных доходов вследствие перехода на единую ставку НДС в 2009 – 2011 годах

Единая ставка НДС

% ВВП

млрд. руб.

2009

2010

2011

10%

-2,56%

-1316,9

-1513,1

-1729,7

11%

-2,20%

-1133,1

-1302,0

-1488,3

12%

-1,84%

-949,3

-1090,8

-1246,9

13%

-1,49%

-765,5

-879,6

-1005,5

14%

-1,13%

-581,8

-668,5

-764,1

15%

-0,77%

-398,0

-457,3

-522,7

16%

-0,42%

-214,2

-246,1

-281,3

16,5%

-0,24%

-122,3

-140,5

-160,6

17%

-0,06%

-30,4

-34,9

-39,9

17,5%

0,12%

+61,5

+70,6

+80,8

18%

0,30%

+153,4

+176,2

+201,4

ВВП, млрд. руб.




51475

59146

67 610



Однако с точки зрения бюджетных последствий снижение ставки НДС повлечет не только прямые потери бюджета на величину потенциальных доходов от НДС, но и прирост поступлений по налогу на прибыль, единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц вследствие увеличения объемов реализации производителей (или сферы торговли) и расширения налоговой базы этих налогов.

С учетом этих обстоятельств были рассмотрены три модельных сценария потерь бюджета:

1-й сценарий предполагает, что в результате снижения ставки НДС до 12% цены снизятся на величину снижения ставки (всю выгоду от снижения ставки получат потребители. Такая ситуация характерна для рынков совершенно эластичного предложения или неэластичного спроса);

2-й сценарий (наиболее вероятный) предполагает, что цены снизятся на половину величины снижения ставки, (на 3%, т.е. выгоды от снижения ставки потребители и производители разделят между собой поровну);

3-й сценарий предполагает, что цены останутся без изменений (рынки совершенно эластичного спроса или неэластичного предложения), а весь выигрыш от снижения ставки НДС получат производители.

Кроме того, для всех сценариев были сделаны следующие допущения:

1) согласно проведенным расчетам предельная склонность к потреблению домохозяйств в России 2002-2007 гг. составляла порядка 77%5 и практически не менялась, а соответственно только 77% от общей величины сэкономленных вследствие снижения ставки НДС средств потребителей (домохозяйств) будет израсходовано в экономике;

2) принимая во внимание сложившуюся структуру ВВП (см. Табл. 6), можно заключить, что расширение налоговой базы по налогу на прибыль, ЕСН и НДФЛ будет эквивалентно не всему приросту ВВП, а лишь той его части, которая соответствует элементам ВВП «официальная оплата труда наемных работников» (в среднем 34% от прироста ВВП) и «чистая прибыль экономики и чистые смешанные доходы» (в среднем 30% от прироста ВВП).

^ Таблица 6

Структура ВВП по видам первичных доходов в 2002–2007 гг., %

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Валовой внутренний продукт

100

100

100

100

100

100

в том числе:



















- официальная оплата труда наемных работников

35,2

35,8

34,3

32,0

32,2

33,7

- скрытая оплата труда наемных работников

11,5

11,3

11,7

11,8

11,9

11,9

- чистые налоги на производство и импорт

17,0

16,0

16,9

19,7

20,0

18,9

- потребление основного капитала

7,8

7,2

6,4

6,0

4,8

4,5*

- чистая прибыль экономики и чистые смешанные доходы

28,5

29,7

30,7

30,5

31,1

30,9

* оценка

3) Для всех сценариев предполагается, что распределение дополнительно образующихся у предприятий денежных средств между прибылью до налогообложения и официальной заработной платой осуществляется в соответствии с существующей пропорцией между ними в счете ВВП по доходам за вычетом чистых налогов на продукты и импорт (40% : 60% по итогам 2004–2007 гг.).

Результаты расчета последствий снижения ставки НДС до 12% для бюджетной системы страны в условиях 2009 г. представлены в табл. 7

Таблица 7

Последствия снижения ставки НДС до 12% для доходов бюджетной системы России в условиях экономических показателей 2009 г., млрд. руб.




Млрд. руб.

% ВВП

Млрд. руб.

% ВВП

Млрд. руб.

% ВВП

 

1-й сценарий

2-й сценарий

3-й сценарий

Выпадающие доходы бюджета в результате снижения ставки НДС

-949,3

-1,84%

-949,3

-1,84%

-949,3

-1,84%

Объем израсходованных домохозяйствами средств внутри российской экономики

731,0

1,42%

365,5

0,71%

-

-

Прирост денежных средств в распоряжении предприятий

-

-

365,5

0,71%

731,0

1,42%

Величина мультипликатора расходов

4,35

Величина прироста ВВП вследствие дополнительного спроса домохозяйств

3179,7

6,18%

1589,8

3,09%

-*

-

Прирост официальной оплаты труда наемных работников (включая отчисления в социальные внебюджетные):

 

 

 

 

 

 

- 34% прироста ВВП

1081,1

2,10%

540,5

1,05%

-

-

- 60% прироста денежных средств предприятия

-

-

219,3

0,43%

438,6

0,85%

Прирост прибыли до налогообложения в экономике:

 

 

 

 

 

 

- 30% прироста ВВП

953,9

1,85%

477,0

0,93%

-

-

- 40% прироста денежных средств предприятия

-

-

146,2

0,28%

292,4

0,57%

Дополнительные поступления в бюджет от налогов:

 

 

 

 

 

 

Налог на прибыль (24%)

228,9

0,44%

149,6

0,29%

70,2

0,14%

ЕСН и взносы в социальные фонды**

202,2

0,39%

142,1

0,28%

82,0

0,16%

НДФЛ (13%)

114,3

0,22%

80,3

0,16%

46,4

0,09%

Чистое изменение налоговых поступлений в бюджет вследствие снижения ставки НДС

-403,9

-0,78%

-577,4

-1,12%

-750,8

-1,46%

* Вследствие отсутствия дополнительного спроса со стороны населения мультипликативного эффекта не последует.

** В сценарных расчетах эффективная ставка ЕСН зафиксирована на уровне 23%, что соответствует данным 2007 г.


Как видно из таблицы, при всех рассмотренных сценариях в результате снижения ставки НДС даже при самых максимальных допущениях сокращение налоговых поступлений в условиях показателей 2009 г. составит 1,1-1,3% ВВП (2 и 3 сценарий более реалистичны в краткосрочном периоде).

Таким образом, результаты проведенного анализа последствий снижения ставки НДС для доходов бюджетной системы России указывают, что снижение ставки НДС до уровня 12-13% влечет за собой ощутимые потери в налоговых поступлениях. При этом итоги воздействия снижения ставки НДС на повышение деловой активности и ускорение инвестиционных процессов в российской экономике отнюдь не однозначны. Следует также отметить, что по итогам опроса предпринимателей, проведенного лабораторией конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода по заказу организации «Деловая Россия», подавляющее большинство респондентов выразили намерение направить средства, полученные от снижения налога на добавленную стоимость, на осуществление капитальных вложений. Учитывая то обстоятельство, что капитальные вложения осуществляются за счет чистой прибыли, предпринимательское сообщество, во-первых, не ожидает снижения цен в результате снижения налоговой ставки и во-вторых, намеревается сформировать прибыль за счет снижения налогообложения, а не направить экономию на снижение цен и (или) рост заработной платы сотрудников.


8620900559312746.html
8620985175184162.html
8621142547089870.html
8621414187805697.html
8621553691713776.html