В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям Рождение гражданина - страница 68

В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям Рождение гражданина - страница 68


чему-то идеальному, неприкосновенному, а в девочках чтобы утвердилось

чувство интимности, целомудренности. Никакие моральные поучения, как бы

мудро они ни были освещены жизненным опытом и чувством благоговения перед

человеческой красотой, не могут утвердить в юных сердцах эти благородные,

высокие чувства, если рядом со словом не стоит искусство. Мне долго не

удавалось найти "ключ" к пониманию моими воспитанниками глубины и красоты

портретной живописи. Когда они были в пятом классе, читая "Три смерти" Л.

Толстого, я показал им портрет великого писателя, созданный И. Крамским.

Слушая и переживая прекрасное произведение Л. Толстого, подростки все

внимательней всматривались в черты его лица, особенно в глаза. Перед ними

постепенно раскрывалось "глубокое знание сокровенных движений человеческой

жизни" (слова Н. Г. Чернышевского о молодом Толстом) 24. Волевое,

одухотворенное мыслью лицо с проникновенным взглядом, который замечает то,

что не каждому дано увидеть, сосредоточенность, пытливость, неугасимая жажда

найти истину - все это под влиянием чтения воспринималось как живая

реальность и в то же время поэтически сложное, непостижимое богатство души,

которую нужно познавать всю жизнь и она останется не до конца познанной. Я

никогда не забуду, как, читая восьмиклассникам "Анну Каренину", я выставил

перед ними большую репродукцию. Я знал, что этот портрет Л. Толстого писался

тогда, когда писатель работал над этим романом, но не говорил об этом

подросткам. И вот, слушая высказывания и реплики героев романа, Лариса

взволнованно сказала: "Так это же мысли Толстого. Он сам так думает". Я не

помню другого факта, в котором бы с такой значительностью, как в этом

маленьком эпизоде, проявилась могучая сила искусства. Потом, через год, мы

читали "Войну и мир", и перед нами стоял большой портрет Л. Толстого,

созданный И. Репиным через пятнадцать лет после портрета И. Крамского. В

глазах того же мыслителя мои воспитанники увидели теперь иное: лицо Л.

Толстого, по их словам, "озарено мудростью и покоем". Слушая отрывки из

произведений М. Мусоргского, мальчики и девочки всматривались в портрет

композитора работы И. Репина. Именно музыка помогла понять, ощутить то

вдохновение, ту вершину творчества, на какой сумел увидеть композитора

художник и написать его портрет - написать огненно, по восторженной

характеристике В. Стасова.


^ ТВОРЧЕСТВО-МОГУЧИЙ СТИМУЛ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ


Проблема творчества - один из участков педагогической целины, и чтобы

только приступить к ее освоению, нужно создать книгу о педагогическом

аспекте творчества. Тут я коснусь только творчества, связанного с

эмоционально-эстетической сферой духовной жизни подростков. Почему "зубной

болью сердца" (Гейне) 25 подростков является их охлаждение, часто равнодушие

к учебе, а то и просто нежелание учиться? Одна из главнейших причин этого

явления - отсутствие или убогость творческого начала в духовной жизни.

Подростку уже маловато тех стимулов, которых было достаточно для младшего

школьника: выполнения воли и желания дорогого человека, похвалы, поощрения.

Подросток стремится выразить себя, и выразить не только в результатах своей

учебы, но и во внутреннем духовном мире. Ему уже не хочется быть только

пассивным потребителем духовных благ и ценностей. Он хочет быть творцом.

Творческое вдохновение трудом, создающим какие-то духовные ценности,

является важнейшим условием полноты его духовной жизни. Творческое

вдохновение - человеческая потребность, в которой личность находит счастье.

Переживая духовное удовлетворение от того, что он творит, человек

по-настоящему ощущает, что он живет. Без творчества невозможно представить

жизнь подростков. Творчество было той "живой водою", которая вливала свежие

силы в моих мальчиков и девочек, помогая преодолевать трудности. Без

творческого начала они просто не могли бы справиться с тем, что делали.

Творчество начинается там, где интеллектуальные и эстетические богатства,

освоенные, добытые раньше, становятся средством познания, освоения,

преобразования мира, при этом человеческая личность словно сливается со

своим духовным достоянием. Важнейшим первоисточником творчества как

самовыражения и самоутверждения личности является слово. И творческое

вдохновение, которое переживается уже в детские годы, начинается с того, что

слово как духовное богатство личности становится строительным материалом, из

которого ребенок что-то создает. Сочинение, сказка были первой сферой

творчества, в котором ребенок утверждал свои способности, познавал себя,

переживал первое чувство гордости от того, что он что-то создает. Детская

сказка, сложенная среди природы, является, по моему убеждению, целым

духовным миром, который определяет содержание и направленность мыслей,

чувств, переживаний. В детстве каждый мой воспитанник сложил от двадцати до

пятидесяти сказок. В отрочестве мальчикам и девочкам не хотелось разлучаться

со своим любимым миром сказки. Но горизонты мира у подростка уже не те, что

у ребенка,- не те и сказки. Стремление углубленно познавать, обобщать вещи и

явления наложило отпечаток и на творчество. В отрочестве мои воспитанники

тоже слагали много сказок, но в них ярко проявлялось стремление к раздумьям,

обобщениям. Вот сказка, сложенная Катей:

Красета и Уродство

На солнечной поляне живет красавица - Краса. У нее много-много цветов.

Какие только есть в мире цветы - все растут у нее в цветнике. Когда тихие

сумерки опускаются на землю и все живое ложится спать, Краса идет к людям.

Заходит в дом, подходит к спящему человеку, кладет в головах цветок... Если

человек спит чутко, он слышит приход Красы, просыпается, берет цветок,

любуется им. И этот человек уже счастлив. Но если человек спит так, что не

слышит ни завывания ветра, ни грохота грема, он никогда не видит подарка

Красы.

Потому что следом за Красою идет от дома к дому, от человека к человеку

Уродство. Это отвратительное существо. В его злых глазах ненависть и

презрение к людям. Оно живет где-то в смердящем болоте. Кто не ощутил Красы,

не проснулся, не взял цветка, не залюбовался им,- оно к тому и заходит.

Берет цветок и пожирает, словно ястреб птенца, который выпал из гнезда. И

сон человека, к которому пришло Уродство, делается тяжелым и тревожным.

Снятся ему голые ветви деревьев и высохшее поле.

Тут хорошо выражена пытливая обобщающая мысль, стремление воплотить

идею в яркие художественные образы. Значительное место в духовной жизни

детей и подростков занимает драматическое творчество. В детстве у моих

воспитанников был Театр сказки и кукольный театр. Дети инсценировали сказки.

В отрочестве интерес к кукольному театру не угас. Варя стала руководителем

кукольного театра октябрят. Неожиданно вспыхнул интерес к этому виду

драматического творчества у Кости: он организовал кукольный театр, в котором

действующими лицами были исключительно цветы, растения. Для своего театра

Костя сам сочинял маленькие пьесы, ему помогала Люба. Мальчиков и девочек

теперь больше интересовали сказки, в которых раскрывались моральные

отношения между людьми. Своеобразным творчеством подростков был

художественный рассказ. Катя, Лариса, Миша стали руководителями маленьких

кружков художественного слова.


^ ТРУД В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ПОДРОСТКА


ТРУД ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

Труд называют могучим воспитателем. Но его воспитательная сила еще не

раскрывается тогда, когда руки подростка чем-то заняты. Труд, оторванный от

идейного, интеллектуального, морального, эстетического, эмоционального,

физического воспитания, от творчества, от интересов и потребностей, от

многогранных отношений между воспитанниками, становится повинностью, которую

им хочется побыстрее "отбыть", чтобы осталось больше времени на более

интересные дела. Большим злом во многих школах является то, что труд не

становится духовной потребностью. Это обедняет духовную жизнь человека в

годы становления его взглядов, убеждений. Лень часто расцветает как тяжкая

беда и порок не потому, что человек ничего не делает, а потому, что работа

не вдохновляет, не одухотворяет его, не оставляет положительного следа в

эмоциональной памяти. Углубленное познание мира, самого себя и

самовоспитание как определяющие черты духовной жизни в годы отрочества

невозможны без самоутверждения в труде. И совершенно невозможно представить

гармоничное всеобщее развитие личности без переживания, без ощущения

гордости человеком за то, что он создает. В этом источник счастья и полноты

жизни. В отрочестве к человеку должна прийти, овладеть его сознанием мысль:

"Кто я? Где мое место в жизни? Где мой жизненный путь? На что я способен?"

Эта мысль может возникнуть в человеке лишь тогда, когда он в чем-то проявил,

выразил себя, чем-то увлекся, в чем-то достиг значительных для своего

возраста результатов. Каждого воспитанника я помню прежде всего как

личность, чем-то увлеченную, одухотворенную мечтой о цели творческого труда,

одержимую стремлением постичь секреты трудового мастерства. Что означает

идея: труд - основа всестороннего гармонического развития? В практической

работе с детьми и подростками это означает, что от труда идут крепкие нити к

интеллектуальному, моральному, эстетическому, эмоциональному, физическому

развитию, к становлению идейной, гражданской основы личности. Обучение и

труд нельзя представлять упрощенно, как практическое закрепление, проверку

на практике знаний, полученных на уроке. Проблема эта глубже и тоньше:

умственное развитие-труд, ум-труд. Умелое решение этой проблемы в воспитании

подростков имеет исключительное значение. Найти такой труд, который бы

развивал умственные силы и способности, вводил бы человека в мир творчества

- одна из главных задач умственного и трудового воспитания, и успеха тут

можно достичь тогда, когда их решают в единстве. Труд становится основой

гармонического развития личности также и потому, что в трудовой деятельности

человек утверждает себя как гражданин, переживает чувство гражданского

достоинства. Он чувствует, что способен добывать не только хлеб насущный, но

и материализовать свой ум, свое творчество. Гражданское должно быть не в

звонкой фразе, а в душе - это одно из важнейших правил трудового воспитания.

Чувство гражданской значимости труда - это наряду с радостью познания,

освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелегкий

труд, а труд только тогда воспитывает, когда он нелегок. Один из тончайших

секретов воспитания-суметь увидеть, найти, открыть гражданское, идейное

начало труда. Единство труда и эмоционально-эстетического воспитания

достигается тем, что человек, познавая мир трудом, создает красоту,

утверждая этим в себе чувство красоты труда, творчества, познания. Создание

красоты труда - это целая область воспитания, которая тоже относится, к

сожалению, к педагогической целине.


^ ПРИВЫЧКА ТРУДИТЬСЯ


В годы отрочества привычка трудиться объединяется с осмыслением роли

труда как важной духовной потребности. Подросток задумывается над своим

местом в жизни, сознательно стремится выразить свою индивидуальность. В этот

период важно не только то, сколько и как работает человек, но и то, что он

думает о труде. Создавая в воображении подростков картину коммунистического

общества, нельзя вселять в них мысль, что при коммунизме жизнь будет легкой,

рабочий день сократится до минимума и в этом будет состоять главное благо

человека. К использованию самого большого блага коммунистической жизни -

свободного времени - человека нужно внутренне подготовить. Полнота духовной

жизни зависит от того, чем человек наполнит свое свободное время. Только

труд во всей его многогранности, направленный на познание, освоение мира, на

самовыражение, самоутверждение личности в творчестве, только насыщение

свободного времени трудом, обогащающим духовную жизнь, может дать человеку

счастье. Без труда он будет обречен на муки Тантала: в обстановке

материального богатства он останется нищим и, как сказал Тарас Шевченко,

"душеубогим". Дисциплина труда в годы отрочества приобретает особое

значение. В выполнении режима дня, преодолении трудностей каждый подросток

должен видеть средства волевого самовоспитания. Я твердо убежден, что для

умственного, трудового воспитания необходимо прежде всего свободное время.

Лишь при этом условии подросток может выразить самого себя в том труде,

который в больше"! степени раскрывает его способности и задатки. Чем больше

работает подросток по собственному желанию, тем глубже входит в его духовную

жизнь любимая работа, тем больше ценит он свободное время и умеет

пользоваться им как источником благ и радостей.


^ ТРУД И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ


Интеллектуальное богатство школьной жизни в большинстве своем

определяется тем, насколько тесно связаны умственная жизнь и физический

труд. Уже в годы детства мои воспитанники видели, как богата умственная

жизнь в небольших трудовых коллективах - технических и сельскохозяйственных

кружках. Эти кружки - важная форма воспитания подростков. Ценность кружковой

работы состоит в том, что каждый может в течение длительного времени

испытывать свои задатки, способности, выражать в конкретном деле свои

склонности, находить любимую работу. По учебному плану раз в неделю

подростки работают в школьной мастерской: учатся обрабатывать дерево и

металл, изготовляют модели машин и механизмов. Этим, по существу, и

исчерпывается программный труд. Может ли он удовлетворить разнообразные

интересы и запросы подростков? Конечно, не может. Для единения труда и

интеллектуальной жизни, для насыщения свободного времени деятельностью

большой духовной значимости как раз и существуют кружки юных растениеводов,

селекционеров, садовников, пасечников, механизаторов, электротехников,

радиотехников, слесарей-конструкторов, токарей, животноводов, цветоводов.

Без кружков, в которых бурлит пытливая мысль, нельзя представить ни

интеллектуального, ни эмоционально-эстетического воспитания. Если бы руки не

были мудрым учителем разума, у подростков не было бы интереса к знаниям, из

процесса обучения выпал бы один из самых сильных эмоциональных стимулов. Уже

в третьем и четвертом классах мальчики и девочки стали включаться в

кружковую работу. На первых порах, конечно, не было и не могло быть

сознательного выбора. Необходим длительный период поиска самого себя. Ученик

переходит от одного дела к другому, одно увлечение сменяется другим. Это

необходимо для сознательного выбора любимой работы. Наступает время, когда

подросток находит то, что в большей степени отвечает его задаткам.

Поспешность воспитателя в этом деле недопустима. Нельзя "прикреплять"

подростка .к тому или другому кружку. Но нельзя и отдавать стихии сложный

процесс самоутверждения в труде. Нужно зажечь в каждом сердце огонек

увлечения трудом. Это значит помочь подростку приложить руки к такому делу и

таким способом, чтобы они стали учителем разума. Юрко увлекался работой на

школьной пасеке, на кроликоферме и в кружке юных селекционеров. Он научился

прививать плодовое дерево к дичку, готовить семена и сеять, обрабатывать

почву и ухаживать за телятами. Но по-настоящему захватила его только работа

в кружке юных механизаторов. Он не мог оторвать глаз от миниатюрной

автомашины, которой учились управлять его ровесники-Пятиклассники. Но чтобы

иметь право учиться управлять машиной, нужно было изучить двигатель

внутреннего сгорания. Юрко посещал занятия одного из кружков юных

механизаторов, которым руководил десятиклассник. Мальчик с интересом изучал

двигатель, учился запускать его, разбирать и собирать отдельные узлы.

Двигатель изучен, и Юрко учится управлять маленькой автомашиной. А в это

время в кружке появились новые интересные дела: под руководством учителя

труда и старшеклассников подростки монтируют новую автомашину. Увлекся этой

работой и Юрко. В ней много однообразных, ничем не привлекательных трудовых

операций - нужно шлифовать металлические пластинки, очищать от ржавчины

железо для рамы. Но все это подчинено интересному замыслу, который

одухотворяет работу. С работой рук связывалось интересное творчество. И чем

теснее была связь мысли и рук, тем глубже входил труд в духовную жизнь,

становился любимым. Творчество в труде было одним из самых сильных стимулов,

которые развивали умственные силы подростков. Чем глубже вдохновлял Юрка

замысел сделать красивую, удобную, послушную в управлении автомашину, тем

большим был интерес к книге, чтению. Уже в шестом классе у подростка была

маленькая техническая библиотека, она все время пополнялась. Значительное

место в духовной жизни мальчика заняло чтение, не связанное с необходимостью

запоминать, удерживать в памяти, заучивать. Это было чтение, побуждаемое

интересом к творческому труду, желание достичь успехов в работе рук. Оно

играло большую роль в воспитании разума, в расширении кругозора и - что

особенно важно - в становлении стиля, характера умственного труда в процессе

обучения. Такое чтение воспитывает способность глубоко осмысливать,

вдумываться в суть прочитанного. Этот подход к чтению стал характерным и для

работы над учебниками. Кто увлекается творческим трудом, никогда не зубрит.

Зубрежка, которая истощает умственные силы и опустошает душу, может быть

там, где нет духовной жизни в труде. Каждый кружок - центр творческого труда

и полнокровной интеллектуальной жизни. Мы стремились, чтобы каждый подросток

был тружеником, мыслителем и искателем, чтобы познание мира и самого себя

совершалось в интересном, вдохновенном творчестве. Самоутверждение,

самовоспитание в годы отрочества состоит в том, что познание истины, ее

открытие сливается с творческими силами личности: человек ощущает, что

благодаря мысли, пытливости природа открывает свои тайны. Работа в кружках

носила исследовательский характер. Когда мои воспитанники вступили в пору

отрочества, в школе было несколько кружков юных селекционеров и почвоведов.

Мальчики и девочки отбирали семена для высеивания, собирали и сохраняли

местные удобрения, вносили их в почву, перекапывали участки. Труд стал бы в

этих кружках однообразной и надоедливой обязанностью, если бы мальчиков и

девочек не вдохновляли исследовательские замыслы. Эти замыслы нужно было

донести к юным сердцам, чтобы зажечь огонек любознательности. Вместе с

преподавателем биологии и агрономом колхоза учителя рассказали юным

исследователям о том, как можно вырастить зерно пшеницы вдвое больше, чем

выращивается обычное. Мысль о крупном, тяжелом зерне вдохновляла мальчиков и

девочек. Перед сбором урожая мы с кружковцами отправлялись в поля, искали

крупные колоски для опытов на грядках учебно-исследовательского участка;

вносили в почву удобрения, старательно обрабатывали грядки. Каждая грядка

становилась маленькой исследовательской лабораторией. Мальчики и девочки

работали лопатой, а после этого шли в уголок почвоведения, читали

литературу, исследовали жизнь микробов, которые создают плодородие.

Наблюдения над развитием и созреванием пшеницы, сбор урожая, старательное

взвешивание, определение веса одного зернышка -все это была очень тонкая и

интересная работа. Люда, Сашко, Ваня, Лида, Петрик, Нина несколько лет

изучали жизнь почв, созданных на двадцати грядках. Это были настоящие

исследования: почву создавали из смесей, различными веществами стимулировали

бурную жизнедеятельность микроорганизмов, обогащавших почву азотом и

фосфором. Уже на второй год юные исследователи вырастили пшеничное зерно на

70 процентов тяжелее среднего веса зерна, которое выращивается обычно в

самые урожайные годы. На третий год отдельные грядки дали зерно вдвое

8637167605768666.html
8637270995043185.html
8637328484665267.html
8637474933519266.html
8637530914409428.html